НДС В ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ

 Письмо ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18: 

Заказчик должен установить одно значение начальной (максимальной) цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС. 

Наличие в документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениями Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений. 

Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков. 

Требования не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки. 

В Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены, предложенной участником без учета НДС. 

Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, осуществляется в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника. 

Положительная практика для поставщиков/подрядчиков: 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, Определение ВС РФ от 04.04.2022 N 304-ЭС22-2729, Определение ВС РФ от 06.09.2022 N 305-ЭС22-15109: 

Различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от применяемых ими систем налогообложения приводит к постановке отдельных участников закупки (в частности, применяющих упрощенную систему налогообложения) в уязвимое положение в сравнении с другими участниками, что недопустимо. 

Положительная практика для заказчиков: 

1.Письмо Минфина России от 12.05.2020 № 24-01-07/38082: 

При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.Решение Московского УФАС России от 02.10.2023 по делу № 077/07/00-13033/2023: 

Отклонение заявки ввиду несоответствия требованиям документации: Цены за единицу каждого наименования работ, предложенные участником, не должны превышать предельные (максимальные) цены за единицу работ, установленные в таблице (в таблице цены указаны без НДС), участнику необходимо по специальной формуле рассчитать свои цены за выполняемые работы. 

2.Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 № 307-ЭС21-28680, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2023 N Ф09-6629/23 по делу № А60-8368/2023: 

 Суды пришли к выводу, что оценка ценовых предложений участников закупочной процедуры осуществляется по приведенной цене заявки (без НДС) к приведенной начальной (максимальной) цене договора (без НДС) соответствует интересам заказчика, в том числе в части обеспечения достижения им цели экономической эффективности закупки.


Цифровой контракт по 44-ФЗ

 С 1 апреля 2024 года заказчики по 44 ФЗ обязаны формировать проект контракта в электронном, иначе — цифровом или структурированном виде. 

Цифровой контракт - электронный документ, содержащий титульный лист, сформированный с использованием ЕИС, и структурированные данные из извещения, структурированной заявки и протокола подведения итогов со следующей информацией: стороны контракта, предмет контракта, спецификация, финансирование, сроки исполнения и этапы, реквизиты счетов сторон и т.д. 

Цифровой контракт позволяет избежать ошибок при заполнении контракта: необходимая информация собирается ЕИС из извещения и заявки участника. 

 Но будьте внимательны: теперь все ошибки поставщиков и заказчиков автоматически «подтянутся» в структурированный контракт. Исправить их нельзя — ст. 95 44-ФЗ не позволяет подписать допсоглашение. 


Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ и остается прежним

 Контракт по итогам аукциона заключают по схеме (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ): 

два рабочих дня дается заказчику, чтобы сформировать проект госконтракта в ЕИС; 

пять рабочих есть у поставщика на его подписание

два рабочих остается заказчику, чтобы подписать контракт со своей стороны. 

В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. 

Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ). 


В запросе котировок в электронной форме сроки заключения короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):три часа у заказчика, чтобы подготовить проект контракта, 

за один рабочий день поставщик должен его подписать

один рабочий день у заказчика на подпись с его стороны. 

Поставщика, который не подписал госконтракт вовремя, заказчик считает уклонившимся и вносит сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). При нарушении сроков заказчиком, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.


Итоги 2023 года

В середине января мы всегда подводим итоги года. 

2023 год был успешным для нашей компании. За год наши клиенты выиграли тендеры на общую сумму более 500 млн. руб. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился в 3 раза. 

В нашей компании в прошлом году стало активно развиваться направление имущественных торгов: клиенты получили в собственность 2 квартиры в Екатеринбурге, 2 автомобиля, в аренду 2 помещения, месторождение в Челябинской области и несколько земельных участков в Челябинской и Свердловской областях. 

Спасибо руководителям компаний за сотрудничество! 

Всем нам дальнейшего роста, развития и побед в тендерах! 


Возврат оплаты по контракту

Прокурор обратился в суд, чтобы признать недействительным контракт на поставку автомасел. Установили, что ранее поставщика привлекали к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Он не соответствовал единым требованиям к участникам закупки. 

Три инстанции признали сделку недействительной. Поставщика обязали в том числе вернуть оплату. Возвращать деньги он не хотел, поскольку добросовестно исполнил контракт. По его мнению, заказчик мог отклонить заявку, но не сделал этого. Ответственность следовало разделить между сторонами и применить двустороннюю реституцию. 

Суды решили иначе: на момент подачи заявки поставщик не отвечал извещению и Закону N 44-ФЗ. Заказчику о своем запрете на участие в закупке он не сообщил, заявку не отозвал; то, что заказчик при заключении контракта знал об ограничениях контрагента, не доказали; сделку признали ничтожной, значит, поставку выполнили без контракта. Оплата по нему — неосновательное обогащение, которое нужно вернуть. В двусторонней реституции отказали правильно. Постановление АС Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу N А51-8757/2022 

Похожую позицию недавно поддержал ВС РФ: Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2023 N 308-ЭС22-27151 по делу N А32-22266/2022. 

В практике есть пример, когда суд решил, что требовать от контрагента вернуть оплату в подобной ситуации незаконно: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 13АП-40979/2022 по делу N А42-6001/2022.


Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях санитарно-эпидемиологического благополучия населения стали лицензируемым видом деятельности

 С 1 сентября 2024 года закупка услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях санитарно-эпидемиологического благополучия населения должна производиться с установлением требования о наличии у исполнителя соответствующей лицензии. 

 Тех, кто на эту дату будет оказывать такие услуги, обяжут получить лицензию не позднее 1 сентября 2024 года. 

С этого дня заниматься такой деятельностью без лицензии будет запрещено. 

 Поправки внесены в Законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

 Документ: Федеральный закон от 29.05.2023 № 194-ФЗ


Размещение сведений в реестре независимых гарантий в ЕИС в сфере закупок в соответствии с Законом № 223‑ФЗ

 С 01.04.2023 вступили в силу требования пункта 2 части 14.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 № 109-ФЗ), согласно которым информация о независимых гарантиях, выдаваемых в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, должна быть размещена гарантом в реестре независимых гарантий в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (далее - ЕИС в сфере закупок).Положение о таких независимых гарантиях утверждено постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 и в том числе определяет:

  • ● особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, для целей Закона № 223-ФЗ; 
  • ● дополнительные требования к независимым гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора; 
  • ● перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии; 
  • ● типовые формы независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора;
  • ● типовые формы требований об уплате денежной суммы по независимой гарантии. 

 ❗️Обращаем внимание, что данные требования распространяются на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС в сфере закупок с 01.04.2023.


Итоги 2022 года

За прошедший год наши клиенты выиграли тендеров на сумму более 164 млн. По сравнению с прошлым годом этот показатель остался на прежнем уровне. 

Санкции повлияли и на наших клиентов. Одному из клиентов поставщики во Франции не захотели продавать проволоку, клиент купил проволоку в Турции намного лучше по качеству. 

У нас появились новые клиенты в разных сферах: заправки картриджей, производства продуктов питания, поставки медицинских изделий, оборудования, изготовления металлоконструкций, организации питания и многих других. 

2022 год был сложным для всех нас, но трудности делают нас сильнее, заставляют находить пути выхода из сложившейся ситуации.

Благодарна нашим клиентам, что продолжают сотрудничество и рекомендуют своим знакомым. Мы растем и развиваемся, оставляя на прежнем уровне качество услуг по тендерному сопровождению. 

Наталья Перфилова,руководитель компании N-Tender


Ограничение конкуренции по 44 ФЗ

 Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок по статье 8 закона 44 ФЗ. 

 Тем не менее некоторые заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Распространенные способы: 

•Установление максимального размера обеспечения контракта или заявки 

•Нереально сжатые сроки выполнения/поставки к товарам/работам/услугам 

•Жесткие требования к товарам/работам/услугам 

В таких случаях рекомендуем подавать запросы на разъяснение заказчику и/или обращаться в ФАС. 

Пример такой закупки реестровый номер ЕИС 0362200054822000124. 

Срок исполнения контракта 4 рабочих дней с даты начала исполнения контракта 

Размер обеспечения исполнения контракта 30 %. 

 Требования технического задания: 

•Подключение к инженерным сетям заказчика и использование энергетических ресурсов не предусмотрено. 

•Обеспечение работ электроэнергией заказчиком - не предусмотрено. Каким образом подрядная организация на территории загородного лагеря должна использовать электроинструмент для монтажа окон? 

•Пользование санитарными комнатами на объекте заказчика не предусмотрено. Лес рядом)

Изменения в статье 31 требования к участникам закупки 44 ФЗ

 Добавлен пункт 10.1, введен Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ: 

10.1) участник закупки не является иностранным агентом;


Требования заказчиков образцов товара при подаче заявок незаконно

 В закупках по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать образцы товара при подаче заявок. 

Такое требование ставит участников закупки в неравное положение и приводит (может привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке: 

- участие в закупке зависит от наличия товара. Закон N 223-ФЗ не обязывает иметь его при подаче заявки. В ней достаточно декларирования полного соответствия продукции условиям документации; 

- требование образцов обязывает участника приобрести или изготовить продукцию заранее без гарантии того, что он станет победителем и реализует товар. Оно исключает возможность принять участие в тендере из-за отсутствия такого образца; 

- желанием заказчика выбрать надлежащий товар нельзя обосновать спорное требование. Оно не влияет на качество исполнения договора; 

- подача заявки означает, что участник принял условия закупки, а подписание договора подтверждает соответствие передаваемого товара установленным требованиям. 

Документ: Постановление 11 АС от 21 ноября 2022 года делу № А49-2445/2022, Решение ФАС России от 12.01.2021 N 223ФЗ-3/21, Постановление АС Московского округа от 12.07.2021 N Ф05-16004/2020 по делу N А40-75723/20-121-412


С октября вводятся требования и типовые формы независимых гарантий для закупок у субъектов малого и среднего бизнеса по 223 ФЗ, а также для закупок по 44 ФЗ

Правительство РФ утвердило разработанные Минфином России единые требования к независимым гарантиям для участия малого и среднего бизнеса в электронных конкурентных закупках по 223 ФЗ. Также постановление № 1397 от 09.08.2022 унифицирует типовые формы независимых гарантий для закупок у МСП по 223 ФЗ и всех закупок по 44 ФЗ. До вступления в силу указанных новаций соответствующие требования и формы определялись участниками правоотношений самостоятельно с учетом отдельных положений законодательства и разных требований различных заказчиков по 223 ФЗ. Осуществленная унификация указанных требований и форм расширит доступ к участию в закупках по 44 ФЗ и 223 ФЗ, поскольку снизит риски отклонения заказчиками независимых гарантий, представленных участниками закупок. 

223 ФЗ: 

  • • дополнительные требования к независимым гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора 
  • • перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии 
  • • типовые формы независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки и исполнения договора • типовые формы требований об уплате денежной суммы по независимой гарантии 

44 ФЗ: 

  • • изменения, устанавливающие типовые формы независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта. 

Изменения вступают в силу с 1 октября 2022 года. 

Независимая гарантия — это обязательство гаранта выплатить бенефициару заранее оговоренную сумму при наступлении указанных в договоре обстоятельств.


Мошенники в "закрытых" закупках

В сегодняшней ситуации многие заказчики, работающие по 223 ФЗ и попавшие под санкции недружественных стран, стали проводить закупки «закрытыми». Таким заказчикам разрешено не размещать свои закупки на ЕИС (https://zakupki.gov.ru).

Следовательно, участились случаи мошенничества. 

Уважаемые поставщики, получив документацию заказчика, обязательно обращайте внимание на:

  1. Контакты заказчика, у крупных заказчиков всегда указывается телефон организации, домен электронного адреса компании: никаких сотовых телефонов или электронной почты, например, a.belov@otdelzakupok.ru быть не должно
  1. Проверьте, когда открыта компания, какой у нее уставной капитал, мошенники часто указывают просто огромный уставной капитал.
  1. Даже «закрытые» закупки размещаются на площадках, отправки заявки на электронную почту нет
  1. Обратите внимание на авансирование, проект договора, обеспечение заявки.

Напомню также о старых примерах мошенничества: рассылка якобы «закрытых» тендеров от крупных компаний РЖД, Сибур, Газпром… Ваша компания победила, но только не хватает документа, например, сертификата, который можно приобрести у нас… Или звонок от якобы члена закупочной комиссии, что за денежное вознаграждение добавим баллы Вашей компании за участие в конкурсе, и Ваша компания точно победит.

Будьте внимательны и осторожны!

Если сомневаетесь, обратитесь к опытным тендерным специалистам, которые сразу увидят «неблагонадежный» тендер.


С 1 мая 2022 г. не требуется членство в СРО для выполнение договоров строительного подряда до 10 млн рублей

С 1 мая 2022 года при закупке строительных работ заказчики не вправе устанавливать требование, чтобы участник закупки был членом СРО, если НМЦК закупки меньше 10 млн руб. 

 Ранее предельная НМЦК составляла 3 млн руб. 

Изменения внесли в часть 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. 

Документ: Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ


Прекращение поддержки браузера Internet Explorer

Рекомендации по использованию браузеров при работе в ЕИС в сфере закупок

С 15 июня 2022 года разработчиками прекращается поддержка браузера Internet Explorer. 

В связи с этим, для работы в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС в сфере закупок) рекомендуем использовать браузеры, поддерживающие протоколы безопасности с использованием российских криптографических стандартов, которые обеспечивают доступ ко всем необходимым интернет-ресурсам, в том числе к ЕИС в сфере закупок. 

Такая возможность реализована, например, в следующих браузерах: Яндекс.Браузер, Атом. 

 Обращаем внимание, что при работе в иных браузерах, не поддерживающих российские криптографические стандарты, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра Минцифры России https://www.gosuslugi.ru/tls .

Источник: Новости ЕИС


Основные изменения в закупках 44 ФЗ в 2022 году

Сроки оплаты

Срок оплаты контрактов по итогам закупок только для СМП и СОНКО до 10 рабочих дней. Для остальных закупок - до 15 рабочих дней.

 Антидемпинговые меры 

При применении антидемпинговых мер размер обеспечения исполнения контракта должен быть увеличен в 1,5 раза. В то же время он должен составлять не меньше 10% НМЦК. Если закупка была только для СМП или СОНКО, процент считается от цены контракта.

 Обжалование закупок 

К самым существенным изменениям можно отнести следующие:жалобы на электронные закупки подают только через ЕИС;на одну и ту же редакцию извещения или документации можно подать только одну жалобу; 

Электронный аукцион 

Заказчики рассматривают заявки участников один раз и только после получения от ЭТП протокола подачи ценовых предложений.Единая заявкаВремя на подачу ценового предложения 4 минОбщее время торга не больше 5 часов 

Запрос котировок 

Заказчики будут проводить запрос котировок только в электронной форме.Срок подготовки итогового протокола составляет два рабочих дня после даты окончания подачи заявок. Остальные сроки остались без изменения. 

Заключение контракта

Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позже 2 раб. дн. после дня размещения итогового протокола закупки. Для запроса котировок — 3 часа с момента размещения итогового протокола закупки.Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее 5 раб. дн. после размещения заказчиком проекта контракта. Для запроса котировок — один рабочий день после размещения заказчиком проекта контракта. 

Электронное анкетирование 

По контрактам, которые заключены по результатам открытых электронных закупок, установили правила электронной приемки: поставщик в ЕИС формирует и подписывает документ о приемке.· Заходим в личный кабинет Единой информационной системы.· Настраиваем права доступа для пользователя: просмотр контрактов, формирование актовых документов. Наличие доверенности на совершение действий от имени поставщика обязательно.· Находим раздел «Исполнение». Выбираем контракт.· Создаем первичный учетный документ (для этого есть специальное действие).· Заполняем акт, подписываем ЭЦП и передаем заказчику.· Поставляем товары, работы и услуги.

Итоги 2021 года

Вот и закончились новогодние праздники, и мы сели подводить итоги прошедшего 2021 года. 

За год клиенты компании N-Tender выиграли тендеров на сумму более 165 млн. руб., по сравнению с прошлым годом почти в 2 раза больше! 

Интересный случай произошел в торгах на спецодежду, начался аукцион, я подала цену, а второй участник торгов, как выяснилось позже, не смог подписать свое ценовое предложение электронной подписью, поэтому мой клиент выиграл тендер на 12 млн., практически не торгуясь! Поэтому, даже если Вам и кажется, что участие в тендерах - это просто, лучше довериться профессионалам) 

Очень сложные торги – это торги на продажу имущества. Звонит клиент: «Наталья, представляете, продается чудесный участок земли на берегу красивого пруда! Давайте купим, я там коттедж построю!» Почитала документацию, клиент очень хороший, а мечты его не сбылись: «… участок находится в зоне подтопления…, строительство запрещено…» 

Похожая ситуация с клиентом из Дагестана, который хотел купить котельную и использовать под свои нужды, а она по документации оказалась «объект естественной монополии». 

Как всегда, мы не только много трудились в 2021 году, но и часто учились, чтобы быть в курсе изменений законодательства 44 ФЗ и 223 ФЗ. Все сертификаты выкладываем на нашем сайте. 

Для развития бизнеса мы учились на вебинарах продажам и маркетингу. 

Вот такие получились итоги…Очень благодарна своим клиентам, что работают со мной на протяжении многих лет и доверяют участие в тендерах. 

Всем здоровья!)